Заметка

К 150-ЛЕТИЮ ЗАРОЖДЕНИЯ И 120-ЛЕТИЮ ТОРЖЕСТВА ОТКРЫТИЯ КАСЛИНСКОГО КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

К сожалению – на сегодня на месте расположения Каслинского Казанско-Богородицкого женского монастыря можно найти только четыре старых тополя, посаженных, возможно, еще монахинями. К радости – у многих людей имеется ВЕРА и НАДЕЖДА на его возрождение…

150 лет назад – в 1871 году, вопрос об учреждении в Каслинском заводе (ныне г. Касли) женской общины был поднят на общественном сходе, и «Каслинское общество приговором своим не только выразило желание иметь у себя женскую общину, но и предоставило для сей цели особый дом с усадьбою, в конце завода, на так называемом Кыштымском выезде…»

120 лет назад, 28(15) апреля 1901 года в Каслинском заводе состоялось торжество открытия женской Казанско-Богородицкой общины, которая была учреждена Указом Святейшего Правительствующего Синода от 21-го февраля того же года за № 1320. Торжество открытия было совершено благочинным монастырей Екатеринбургской епархии игуменом Агафоном (Колесниковым) в сослужении иеромонаха Досифея и каслинских священников Петра Беляева (будущего священномученика, +1918 г.), Иоанна Пузырева и Николая Любомудрова, при диаконе Петре Владимирове и иеродиаконе Филофее.

Указом Святейшего Правительствующего Синода, от 13 мая 1904 года за № 4801 Казанско-Богородицкая женская община в Каслинском заводе была обращена в женский общежительный монастырь, с наименованием его «Казанско-Богородицким» с таким числом сестер, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства.
+++++++++++++

ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ очень богата и ждет своего исследователя. Здесь приведу лишь некоторые выдержки о зарождении и образовании монастыря из статьи С. Павловского со страниц официального издания Екатеринбургской епархии «Екатеринбургские епархиальные ведомости» за 1904 год (№ 12 от 16 июня, стр.263-281), дополнив их новыми данными о священнослужителях и настоятельницах монастыря (до 1915 года).
+++++++++++++
«В КОНЦЕ 60-Х ГОДОВ [19 века] в КАСЛИНСКОМ ЗАВОДЕ ПОСЕЛИЛАСЬ ЧЕРНИЧКА — крестьянская девица села Коневскаго, Екатеринбургскаго уезда, МАТРОНА УЗКИХ. Своим скромным образом жизни, религиозною настроенностию, усердным посещением храма Божия и всегдашнею готовностью помочь всякому нуждающемуся она обратила на себя вниманние каслинских жителей и приобрела их уважение. Привлекаемые ее строгим и примерным образом жизни, к ней начали стекаться лица, желавшие посвятить себя служению Богу и людям. Но недостаток средств и неимение подходящего помещения не позволяло Матроне Узких принимать всех желающих поселиться с нею для совместных благочестивых трудов и молитвенных подвигов, и она ограничилась весьма небольшим количеством сестер, сгруппировавшихся около нее. Между тем среди членов Каслинскаго общества начали возбуждаться, сначала неясно, глухо и неопределенно, а затем все определеннее и настойчивее , толки и суждения о необходимости учредить в Каслинском заводе женский монастырь. Наконец, эти одиночные суждения о необходимости женскаго монастыря вылились в опредѣленное и настойчивое желание жителей Каслинскаго завода основать у себя женскую общину. В 1871 году вопрос об учреждении в Каслинском заводе женской общины был поднят на общественном сходе, и Каслинское общество приговором своим не только выразило желание иметь у себя женскую общину, но и предоставило для сей цели особый дом с усадьбою, в конце завода , на так называемом Кыштымском выезде <…> В конце 1871 года Матрона Узких с сестрами, согласно состоявшегося приговора, приняла этот дом в свое заведывание и поселилась в нем на жительство. С этого времени фактически и было положено начало Каслинскому общежитию.<…>. Высокопреосвященный Антоний [Архиепископ Пермский и Верхотурский] весьма сочувственно отнесся к желанию каслинцев иметь у себя женскую общину и, призывая благословение Божие, разрешил жить собравшимся лицам женского пола в Каслинском общежитии, в предоставленном им обществом доме, ради трудов и благочестивых упражнений, подчинив их в духовно-нравственном отношении особому пастырскому надзору и руководству отца Благочинного [священника АДРИАНА ПАРЫШЕВА] и местного ПРОТОИЕРЕЯ МИХАИЛА БИРЮКОВА. В тоже время всем сестрам Его Высокопреосвященство разрешил носить платье черного цвета. ТАК В КАСЛИНСКОМ ЗАВОДЕ ВОЗНИКЛО ЖЕНСКОЕ ОБЩЕЖИТИЕ, МАЛО ПОМАЛУ НАЧАВШЕЕ ПРИВЛЕКАТЬ ПОД СВОЙ КРОВ ЖЕЛАВШИХ ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ИНОЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»
+++++++++++
В 1874 г. Каслинское общество подарило общежитию на собранные деньги 40 десятин пахотной земли, а благотворители — супруги ДАНИИЛ НИКОЛАЕВИЧ и ЕВДОКИЯ ИВАНОВНА НАСЕДКИНЫ приобрели для него шесть соседних усадебных мест размером 5З,3 на 40,3 сажени, построили на этой земле З жилых корпуса, две избы для рабочих людей со всеми необходимыми надворными строениями. В 1876г. они же купили в 18 верстах от Каслей для общежитія 40 десятин пахотной земли у Метлинского помещика К. Н. Кокшарова, где впоследствии была устроена заимка и перенесен подаренный Каслинским обществом дом. Пред смертью ЕВДОКИЯ НАСЕДКИНА внесла на нужды общежития вечный вклад в размере 2000 руб., внеся его в Екатеринбургскую Контору Государственного Банка с тем, чтобы половина %% с этого капитала шла на неугасимую лампаду пред иконой Казанской Божией Матери, а другая половина на нужды самого общежития. По распоряжению Епархиального начальства Е.И. Наседкина до конца своей жизни носила звание попечительницы общежития Благодаря такому благочестивому расположению и усердию обывателей Каслинского завода и супругов Наседкиных к Каслинской женской обители, последняя обстраивалась и благоукрашалась, имея возможность существовать на свои собственные средства, приобретаемые трудами сестер.
+++++++++
«В 1875 году во главе этого общежития становится …крестьянская дѣвица [Багарякского села] КСЕНИЯ МАКСИМОВ[н]А ЗЕЛЕНКИНА. Указом Пермской Духовной Консистории (от 1 Декабря 1875 года за №10035), она была утверждена первой начальницей сего общежития (до этого времени старшие сестры, стоявшие во главе общежития, не утверждались в своем звании Епархиальным начальством)». Заботясь о насаждении настоящей иноческой жизни среди насельниц каслинскаго общежития, новая начальница завела близкие отношения с чтимым и уважаемым в Уральском крае женским Екатеринбургским Новотихвинским монастырем. Порядки и уклад жизни этого монастыря начали постепенно усваиваться и прививаться и в Каслинском общежитии, а С 1878 ГОДА ОБЩЕЖИТИЕ «ПЕРЕШЛО В НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ, — ВЕСЬМА БЛАГОДЕТЕЛЬНУЮ во многих отношениях для общежития, — ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НОВОТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ», которая продолжалась ДО 21 ФЕВРАЛЯ 1901 ГОДА.
+++++++++++++
«Проводя жизнь в постоянных трудах и заботах по изысканию насущных средств и употребляя свободное время для молитвы, начальница общежития и сестры, которых к началу 1878 года было уже 25, сильно скорбели, что у них нет своего храма, где бы они могли свободно , не стесняя других, отдаваться молитве. Приходская церковь удалена от общежития, и это обстоятельство составляло большое затруднение при ее посещении, особенно для больных и во время постов, когда требуется ежедневное посещеніе Богослужения. Своих средств у общежития на построение храма не было, и единственная надежда была на то, что Господь Бог пошлет благодетеля, который отзовется на эту нужду… Таким БЛАГОДЕТЕЛЕМ ЯВИЛСЯ и доселе состоит [напомним – это написано в 1904 г.] ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ КУПЕЦ, проживавший и доселе проживающий в Каслинском заводе, потомственный почетный гражданин ИВАН АНДРЕЕВИЧ ТРУТНЕВ. В 1877 году он покупает рядом с общежитием на свои средства усадебную землю и заявляет начальнице общежития Ксении Зелениной, что он желает своим собственным иждивением построить каменную одноэтажную церковь с такою же колокольнею на купленной им земле в честь Казанской иконы Божией Матери, снабдив ее всею необходимою утварью, ризницею и богослужебными книгами. Великую радость испытали сестры, когда узнали про такое щедрое пожертвование благочестиво настроенного Ивана Андреевича, и горячо возблагодарили Господа Бога и Божию Матерь за их небесное покровительство и заступление за обитель».
++++++++++++++
БЛАГОСЛОВЕННАЯ ГРАМОТА НА ПОСТРОЙКУ КАМЕННОЙ ЦЕРКВИ в честь иконы Божией Матери Казанская на счет Екатеринбургского купца И .А . Трутнева была подписана Преосвященнейшим Вассианом, епископом Пермским и Верхотурским (в миру Василий Иванович Чудновский; 16(28)декабря 1805г., Белополье, Слободско-Украинская губерния — 3(15) января 1883г., Пермь).
+++++++++++++++
«10 СЕНТЯБРЯ 1878 ГОДА церковь была заложена, а в 1882 ГОДУ ХРАМ СЕЙ БЫЛ ОСВЯЩЕН И ПРИПИСАН К УСПЕНСКОЙ КАСЛИНСКОГО ЗАВОДА ЦЕРКВИ. Храм этот с колокольнею, обнесенный каменною оградою, со всею полною обстановкою, церковною утварью и всеми необходимыми церковными принадлежностями обошелся строителю в 25000 рублей. Кроме г.Трутнева первыми жертвователями на этот храм были: Г.Н.Чиркин, пожертвовавший колокол весом в 6 п. ЗЗ ф., ценою 109 руб., Е.И.Наседкина, пожертвовавшая напрестольное Евангелие в 150 руб., потир с принадлежностями в 200 руб., одежды на престол и жертвенник в 108 руб. и икону Казанской Божией Матери в 75 руб.»
После освящении храма церковное Богослужение во все воскресные и праздничные дни совершали священники Каслинской Успенской церкви. Отсутствие Богослужений в будничные дни тягостно отзывалось на религиозном настроении сестер общежития, и они очень желали, чтобы у них был свой священник. «Тот же благодетель Каслинской обители И .А .Трутнев, и на этот раз приходит на помощь: он жертвует капитал в 4000 руб. с тем, чтобы % % с него шли в вознаграждение священнику. Со своей стороны общежитие предоставило священнику квартиру, 20 сажен дров и 50 пудов хлеба в год и право пользоваться одною коровою», а в 1895 году на собранные пожертвования частных лиц и самих сестер было приобретено усадебное место и построен дом со всеми необходимыми надворными постройками, который стал занимать священник, состоящий при этой обители.
+++++++++++++++
СВЯЩЕННИКИ церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Каслинской женской обители (до 1915 г.):
1. ДИМИТРИЙ КРЫЛОВ (16(29) марта 1894 г. — ? ) – первый самостоятельный священник
2. АЛЕКСИЙ ПАВЛОВИЧ СЕРЕБРЕННИКОВ (? — +28 марта (10 апреля) 1898 г.) – был определен к этой церкви после священника Крылова из Каслинской Воскресенской церкви, в которой был первым священником (храм освящен в 1852 году) и прослужил более сорока лет. Был очень уважаем и любим жителями Каслинского завода всех сословий.
3. ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ БЕЛЯЕВ (1898 г. – 17(30) августа 1905г.) – 1875 г.р. После обучения во Владимирской Духовной семинарии в 1897 году был рукоположен во иерея. На служение в женское общежитие при Каслинском заводе был направлен в 1898 году (после смерти о. Алексия Серебренникова), а через 7 лет был переведен в приходскую Успенскую церковь этого завода. 17 июля 2002 года священномученик Петр Беляев указом Священного Синода был прославлен в Cоборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (ЖИТИЕ — http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/saints/belyaev ).
4. АЛЕКСАНДР МАКАРИЕВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ (17(30) августа 1905г. – 4(17) июля 1911г.) – ок. 1875 г.р. На служение в обитель был переведен из Каслинской Успенской православной церкви. В сане священника – с 1896 года, окончил духовную семинарию. Из Каслей был переведен в с.Флоровского рудника к Михаило – Архангельской церкви Верхотурского уезда.
5. ИУДА МИХАЙЛОВИЧ ПРИХОДЬКО (4(17) июля 1911г. – декабрь 1911г.) – в Каслинский женский монастырь был переведен из церкви села Комаровскаго, Верхотурского уезда.
6. ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЛАРИОНОВ (4(17) декабря 1911 г. – 1915г. — ?) – ок. 1885 г.р. С 1903 года на ниве Православной церкви служил псаломщиком, с 1905г. – диаконом в Марии-Магдалининской церкви г. Екатеринбурга (при женской гимназии), примерно с 1910 года – священником в Мариинском заводе Екатеринбургского уезда, откуда и был переведен в Каслинский женский монастырь. Дальнейшая судьба неизвестна.
+++++++++++++++++++
ИЗВЕСТНЫЕ НАЧАЛЬНИЦЫ КАСЛИНСКОГО общежития-общины-монастыря.
1. МАТРОНА УЗКИХ – 1871г. – 1875 г. (?) – основательница монастыря, крестьянская девица села Коневскаго, Екатеринбургскаго уезда.
2. КСЕНИЯ МАКСИМОВНА ЗЕЛЕНКИНА – с 1(14) декабря 1875 г. по 1881 г. – по происхождению крестьянская девица Багарякского села , Екатеринбургского уезда. В 1881 году перешла на постоянное жительство в Новотихвинский монастырь, где была пострижена в монашество, с наречением ей имени КОНСТАНЦИЯ.
3. ПАВЛА СТЕПАНОВА (в иночестве ПОЛИКСЕНИЯ) — 1881—1885 г .г.,
4. НИНА ПАХНИНА — 1885—1889 г,г.,
5. ВАРВАРА БОРИСИХИНА (в иночестве ВИКТОРИЯ) — 1890 — 1893г .г.,
6. ПОЛИКСЕНИЯ СТЕПАНОВА — с 1894г . по 1 декабря 1896г.),
7. АНФИЯ ВАСИЛЬЕВНА ЗАСПАНОВА – 1896 — 1897 г .г.,
8. МЕГЕТИЯ МИРОНОВА — с 1897 г. по 5(18) июня 1898 г. — в миру Мария Яковлевна Миронова – происходила из крестьян, обучалась в Ново-Тихвинском женском монастыре, где проходила послушание с 1859 года. Приняла постриг в Екатеринбургском монастыре в 1892 году. На протяжении многих лет – с 1859 по 1896 годы – она проходила послушание рукодельницы по золотошвейному производству. В 1896 году Указом Екатеринбургской Духовной Консистории ей было поручено заведование Каслинским женским общежитием. Через два года – 5 июня 1898 года – монахиня Мегетия была определена настоятельницей Покровской женской общины, которая находилась в селе Колчедан, в 65 верстах от города Камышлова
9. ТАТЬЯНА БУЛАНОВА — с 1898 г. по 1901г.
10. АНФИЯ ВАСИЛЬЕВНА ЗАСПАНОВА (игумения) – с 28 марта(10 апреля) 1901 г. по 29 апреля (12 мая) 1909 г. – «по происхождению крестьянская девица Сысертского завода, Екатеринбургского уезда. Начало иноческому житию она положила в Екатеринбургском Новотихвинском женском монастыре, куда поступила в 1854 году, а пострижение в монашество приняла в 1884 году. Указом Святейшего Правительствующего Синода, от 29 апреля 1909 года за № 5760, согласно прошения, по преклонности лет и слабости здоровья, была уволена от должности настоятельницы монастыря. В 1915 году числилась как заштатная игумения в монастыре.
11. АГНИЯ (возможно, в миру Акилина Ваганова (???), игумения – с 29 апреля (12 мая) 1909 г. – 1915 г. — ?
+++++++++++++++++++
Начало своей самостоятельной жизни в 1901 году (общежитие преобразовано в общину) было ознаменовано добрым и полезным делом: открыли женскую церковно-приходскую школу, которую содержали на свои средства. В этой школе ежегодно обучалось от 40 и до 60 девочек, которые проживали в обители, и, частично, в Каслинском заводе.«26 июня 1902 года начальница общины обратилась к Преосвященному Никанору с ходатайством о разрешении купить для нужд общины находящийся при селе Метлине участок земли в 354 десятины у г.г. Злоказовых за 8000 рублей на пожертвованный для этой цели И.А.Трутневым капитал в 3000 рублей, с рассрочкою недостающей суммы 5000 рублей на 10 лет, с уплатою ежегодно по 500 рублей.<…> Имение это по купчей крепости, совершенной 11 июля 1903 года, закреплено за общиною». С приобретеиием такого большого участка земли община в материальном отношении еще более окрепла. К 1января 1904 года в ее состав входили: начальница, три монахини, в том числе две бывшие начальницы общежития — Татьяна Буланова и Поликсения Степанова, 100 послушниц и трое малолеток, всего 107 человек.
Богослужения в церкви совершались почти ежедневно. Церковною утварью и ризничными вещами церковь была достаточно обеспечена. Особенным почитанием пользовалась икона Божией Матери „Казанскія. «, а с 1904 года и икона св .Серафима Саровскаго Чудотворца, освященная на его святых мощах . Сестры общины, по силам и способности каждая в повиновении начальнице общины, несли послушание по церкви и хозяйству, занимаясь рукоделием: шили церковные облачения, вышивают шелками, синелью, шерстями, стегали одеяла, ткали холст, шили обувь для рабочих и сестер, пекли просфоры для своей и Каслииских церквей, читали Псалтирь по усопшим. Летом же все время у них уходило на полевые работы, по обработке земли. Земли пахотной и частично занятой лесом было вполне достаточно для удовлетворения нужд общины. В хозяйстве было 35 лошадей, 50 голов крупного рогатого скота и 10 овец. Огородничество составляло немалое подспорье в хозяйстве. «Сестры, священник и рабочие общины помещались в трех полукаменных 2-х этажных домах по 8 сажен каждый, крытых железом, двух деревянных по 5 сажен на каменном фундаменте под деревянными крышами, одном одноэтажном в 6 сажен, флигеле …

Комментарии закрыты.