Как молиться в храме

Православные христиане приняли от святых отцов и исполняют во всем мире следующие обычаи:

1.   Войдя во святой храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:

«Создавый мя, Господи, помилуй».
«Боже, милостив буди мне грешному».
«Без числа согреших, Господи, прости мя».

2.    Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных молитв, и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает св. апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. X, 25).
3.    Поклоны малые и великие должно творить не по своему произволению, а по установлению святых апостолов и святых отцов; именно: при чтении Трисвятого («Святый Боже»), «Приидите, поклонимся» и троекратного «аллилуиа» трижды осенить себя крестным знамением, совершая малые поклоны; также и при чтении: «Сподоби, Господи», а равно и в начале великого славословия («Слава в вышних Богу»), и после слов священника: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше». После каждого возгласа священника, а также при чтении чтецом «Честнейшую Херувим» осенять себя крестным знамением и творить малый поклон.

4.    Во дни будничные творить земные поклоны на литургии:

а)    при начале пения: «Достойно и праведно»;
б)   когда оканчивается молитва «Тебе поем»;
в)    в конце молитвы «Достойно есть» или задостойника;
г)    в начале молитвы «Отче наш»;
д)   при изнесении Св. Даров для причастия;
е)    и при словах: «Всегда, ныне и присно».

На утрени или всенощной, когда возглашается: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».
Во дни воскресные, а также от дня Св. Пасхи до вечера дня Св. Троицы, а равно от дня Рождества Христова по день Крещения, также в день Преображения и Воздвижения* святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. То же самое утвердили и Вселенские Соборы I и IV, ибо воскресные и про­чие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову апостола: «Уже неси раб, но сын» (Гал. IV, 7), сынам же не подобает творить рабское по­клонение.

5.   Православным христианам не свойственно стоять на коленях, поднявши голову, но при словах священника: «Паки и паки, преклонше колена» и проч. — повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колени по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви он не допускается.
Православные христиане, согласно уставу церковному, в. положенное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги.

6.    Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся, преклоняя главу, а когда осеняют свечами, или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонять голову; лишь во св. седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, то все крестятся и говорят: «Воистину воскресе».

7.   Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо это свойственно только иудеям, но правую, через которую преподается благословение.

8.    Крестное же знамение, по учению святых отцов, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое и потом уже, положив на себя крест, наклоняться; о тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху, или по груди своей, сказано в Златоусте: «тому неистовому маханию беси радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
___________________________________________________
*В этот день положено творить только три земных поклона перед крестом.

Что делать при рассеянии на молитве?

Молиться очень трудно. Молитва – это в первую очередь  духовный труд, поэтому не следует ожидать от нее немедленной духовной услады. «Не ищите в молитве наслаждений,- пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение.… Не ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов».
Как правило, внимание на словах молитвы удается удержать несколько минут, а затем мысли начинают разбредаться, глаз скользит по словам молитвы – а наши сердце и ум далеки. Если кто молится Господу,  а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь», — пишет преподобный Силуан Афонский.
В эти моменты Отцы Церкви советуют быть особенно внимательными святитель Феофан Затворник пишет, что мы должны заранее приготовиться к тому, что при чтении молитв мы бываем рассеяны, часто машинально читаем слова молитвы.  «Когда во время молитвы мысль отбежит – возврати ее. Опять отбежит – опять возврати. Так каждый раз. Всякий раз, что прочтено будет во время бегания мысли и, следовательно, без внимания и чувства, не забывай перечитывать. И хотя бы твоя мысль несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его. Пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение – в другой раз, может быть, оно и не повторится, или повторится не в такой силе.
Если во время чтения правила прорывается молитва своими словами, то, как говорит преподобный Никодим, «не попуская сему случаю пройти мимолетно, но остановись на нем».
Эту же мысль мы находим и у святителя Феофана: «Иное слово так сильно подействует на душу, что душе не будет хотеться  простираться далее в молитвословии, и хотя язык читает молитвы, а мысль все отбегает назад, к тому месту, которое так подействовало на нее. В таком случае остановись, не читай далее, а постой вниманием и чувством на том месте, попитай ими душу свою, или теми помышлениями, которые оно будет производить.  И не спеши себя отрывать от этого состояния. Так что, если время не терпит, оставь лучше недоконченное правило, а этого состояния не разоряй. Оно будет осенять  тебя, может быть, и весь день, как Ангел-хранитель! Такого рода благодатные воздействия на душу во время молитвословия означают, что дух молитвы начинает внедряться и что, следовательно, сохранение этого состояния есть самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас молитвенного.