Заметка

По святой земле ходим

Все чаще и чаще слышатся голоса, что только чудо может спасти Россию. Но достойны ли мы этой милости Божией, того, чтобы над нами былосотворено чудо?
Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея Руси

Сегодня, спустя более 85 лет, три каслинс­ких священника, убитых в июне 1918 года, признаны святыми.

Икона Каслинских Св

Икона Каслинских священномучеников

«Умом Россию не понять…» Да, нашу страну вообще очень сложно понять: настолько все у нас противоречиво. И иногда кажется, что ника­кие разумные доводы уже не помогут и, навер­ное, только чудо может спасти Россию.

То, о чем узнали прихожане Каслинского хра­ма Вознесения, действительно, можно назвать чудом. Комиссией Екатеринбургской Епархии по канонизации святых и постановлением Синода три священника города Касли, убитые красно­гвардейцами в 1918 году, были причислены к числу новомучеников и исповедников российс­ких XX века.

9 февраля 2003 года на торжественной служ­бе в Вознесенском храме впервые за всю исто­рию церкви были названы имена наших святых священномучеников, каслинских священников. Это Александр Миропольский, Петр Беляев и Петр Смородинцев.

ДОКУМЕНТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ…

—   Первые сведения о священномучениках Екатеринбургской епархии мы стали собирать еще в 1918 году, — рассказывает Н. В. Зыкова, историк, сотрудник епархиальной комиссии по канонизации святых («Православная газета», №30 (207) 2002 г.)

—   В годы советской власти многие священнос­лужители стали жертвой расправы без суда и следствия, потому в архивах ФСБ следственных дел на них нет. Поэтому только по опубликован­ным в православной прессе материалам мы мо­жем восстановить имена пострадавших.

Сотрудниками епархиальной комиссии про­смотрены все местные периодические издания, как выходившие в период правления адмирала Колчака, так и большевистские издания. Сведе­ния, собранные из этих источников, также учи­тывались и использовались в работе. К истори­ческим источникам можно отнести и документы, оставшиеся после разрушительной деятельнос­ти «Союза воинствующих безбожников», также различных комиссий по борьбе с религией и зак­рытию церквей.

Самое интересное то, что факт мученической кончины трех каслинских священников за месяц до их официального причисления к Собору но­вомучеников и исповедников российских, в июле 2002 года установил каслинский краевед, один из постоянных авторов газеты «Красное знамя» Георгий Михайлович Коровин. Его поис­ки в Государственном архиве Челябинской об­ласти велись совершенно изолированно от ра­боты епархиальной комиссии по канонизации святых в Екатеринбурге.

Вот те данные, которые предоставил редак­ции Г. М. Коровин:

Выписка из «Метрической книги на 1918 год по Каслинскому заводу. Часть 3 — «Умершие». (Фонд И. — 226, оп. 20, д. 292, стр. 266-271).

«Дата смерти — 4 июня, погребения — 7 июля. Сей Успенской церкви священник Петр Василь­ев Беляев, лет…, расстрелян красноармейцами при штабе в Каслях.

Петр Беляев с супругой

Петр Беляев с супругой

Петр Беляев с супругой, ноябрь 1899 год.

Дата смерти — 23 июня, погребения — 7 июля. Заштатный священник Екатеринбургской епархии Петр Семенович Смородинцев, расстрелян красноармейцами по Маукскому тракту на р. Горькой.

Погребение Беляева, Смородинцева, Миропольского совершали священники К. Черепанов, П. Ларионов, М. Топорков, Н. Григорьев, С. Анд­реев с дьяконами А. Золотавиным, … Черепа­новым и псаломщиком …Перебердиным в цер­ковной ограде в общей братской могиле».

Но кто же были эти люди? Что известно о них? Сегодня мы рассказываем вам о них на основе жизнеописаний, составленных Екатеринбургской епархиальной комиссией по канонизации и по материалам «Православной газеты» (г. Екате­ринбург).

 ОТЕЦ ПЕТР БЕЛЯЕВ: «ПРОСТИТЕ, ЕСЛИ Я ВАС ОГОРЧИЛ»

Петр Васильевич Беляев родился в 1873 году. Служил он священником в Успенской церкви Каслинского завода. Когда начались гонения со стороны красноармейцев, население Каслинско­го завода в отличие от других горнозаводских жителей сплотилось вокруг церкви. Храмы горо­да тогда едва вмещали всех молящихся.

Отец Петр вместе с другими священнослужи­телями и прихожанами главного заводского хра­ма Успения Божией Матери принял участие в крестном ходе к часовне святого Великомучени­ка Георгия 6 мая 1918 года.

Большевики всеми возможными способами пытались отлучить каслинцев от церкви. Неза­долго перед крестным ходом, 1 мая, на Каслин­ском заводе состоялся митинг в честь Дня меж­дународной солидарности трудящихся, на кото­ром опять звучали антицерковные призывы: «Декреты советской власти встретили яростное сопротивление рясников. Церковники оказались в лагере контрреволюции вместе с капиталис­тами и политиками».

По рассказам очевидцев, «какими только эпи­тетами не наградили духовенство, и толпа вни­мала». Вскоре власти от слов перешли к делу: начались аресты священнослужителей.

4 июня 1918 года арестовали отца Петра. В этот день, вспоминают, он отпевал умершего и после литургии проводил в последний путь усоп­шего до кладбища, несмотря на опасность.

За Каслинским заводом шла перестрелка между красноармейцами и местным отрядом народного ополчения. По возвращении с клад­бища священник был арестован.

При аресте отец Петр вел себя достойно, был спокоен — простился со своей семьей и попро­сил передать всем, чтобы его простили, кого он волей или неволей огорчил.

В ночь на 4 июня 1918 г. иерей Петр Беляев был расстрелян. В штабе Красной Армии скры­ли информацию о расстреле священника, и ут­ром матушке, принесшей отцу Петру хлеб, было объявлено о переводе арестованного в Екате­ринбург. Семья продолжала верить, что их ба­тюшка жив. Только через три дня после захвата чехословаками Каслей тело отца Петра было обнаружено.

ОТЕЦ ПЕТР СМОРОДИНЦЕВ: «ЖИВИТЕ С БОГОМ…»

Петр Семенович Смородинцев родился в 1869 году, был заштатным священником села Краснополье Верхотурского уезда и одновременно занимал должность председателя кредитного то­варищества в селе Юшково и председателя Кас­линского районного союза.

Отец Петр много трудился над благоустрой­ством села Юшково, которое благодаря его усер­дию обогатилось прекрасной паровой мельни­цей, в некоторых домах появилось электриче­ство, была оборудована ремонтная мастерская. Поэтому село Юшково в Каслинском районе было наиболее развитым в промышленном от­ношении. Оно обслуживало своей мельницей и мастерской нужды крестьян.

Незадолго до ареста отец Петр был назначен священником в другое место — село Кочневское. Для сдачи дел он поехал в Юшково, где жил его сын, но не успел выпить и стакан чаю, как за ним пришли.

Прощаясь с семьей, отец Петр благословил всех и сказал: «Живите с Богом, а мне уж не ви­даться с вами». Ему хотели было возразить, но он еще раз подтвердил свои слова и отправился с красноармейцами в Касли.

В Каслинском заводе отца Петра продержа­ли несколько дней. Члены правления союза пы­тались навести справки о причинах ареста, но определенного ответа не получили.

В ночь на 23 июня 1918 года его увезли и на 15-й версте от завода, близ речки Горькой, рас­стреляли. Родным красноармейцы сообщили, что батюшку увезли на общественные работы на станцию Черемшанку. Больно писать эти стро­ки, но когда было обнаружено тело священника, его узнали с большим трудом по подряснику. Голова была разбита топором или кайлом — лицо изуродовано, в теле две огнестрельные раны…

Присутствовавшие при розыске люди были в ужасе от увиденного. Некоторые даже не вери­ли, что человек способен на такие зверства.

Вспоминают, что отец Петр Смородинцев об­ладал хорошим здоровьем, ему было всего 49 лет. Известно, что на новом месте, куда неза­долго до смерти перевели отца Петра, он успел отслужить всего две литургии.

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР МИРОПОЛЬСКИЙ: «ЧЕМУ ЖЕ ВЫ ДРУГИХ УЧИТЬ БУДЕТЕ?»

Протоиерей отец Александр Миропольский — самый пожилой из трех каслинских новомучеников. Его расстреляли в 75 лет.

Отец Александр родился в 1847 году и 35 лет провел среди крещеных татар в качестве епар­хиального миссионера-проповедника.

Это был человек, который даже в преклонном возрасте удивлял окружающих своей бодростью и активным образом жизни. Например, выслужив полную священническую пенсию, в возрасте 60 лет отец Александр поступил в Казанскую духов­ную академию вольнослушателем. Конечно, по­явление в академических аудиториях в роли сту­дента почтенного старца вызвало настоящую сенсацию. Энергии и намерениям батюшки по­ражались и студенты, и преподаватели. Сам отец Александр держал себя со всеми просто, приветливо, а профессора увидели, что он дей­ствительно приехал учиться миссионерской ра­боте, а не для провождения своего свободного времени. Как студент, батюшка стал образцом для всех: он не пропустил ни одной лекции, в аудиторию проходил одним из первых и после­дним уходил из академии. Своим одногруппни-кам он иногда говорил поучительно: «Эх, моло­дые люди! Вам всё погулять хочется, вот дело-то и встало. А ведь жизнь не ждет. Ведь потом, небось, других учить будете…».

После окончания академии отец Александр стал служить в Успенской церкви Каслинского за­вода Екатеринбургского уезда. Он учил и крес­тил татар и в 1917 году был арестован в Надеждинском заводе за распространение религиозно-нравственных книг и брошюр, переведенных им на татарский язык. Только после прошения та­тар, которые удостоверили власти, что в книгах нет ничего контрреволюционного, Совет рабочих депутатов его освободил.

Но 22 июня 1918 года отца Александра арес­товали вновь. В ночь на 23 июня — расстреляли. Видимо, недостаточно было просто расстрелять 75-летнего человека: ему нанесли несколько ударов по лицу, били тесаком по телу, сломали ногу и прокололи ступню… В конце концов ба­тюшку, связанного по рукам, бросили в яму.

…В этот же день было убито еще 30 жителей Каслинского завода, среди которых и были отец Петр Беляев и отец Петр Смородинцев. После изгнания красноармейцев каслинцы разыскали тела всех убитых.

День 7 июля 1918 года стал днем траура для всех жителей Каслинского завода. Хоронили всех погибших каслинцев, а с ними священни­ков. Отпевал земляков чудом спасшийся насто­ятель Успенского храма отец Константин.

Мучеников-иереев решено было похоронить около правой стороны главного алтаря заводс­кой церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в конце XVIII века. Могильный холм получился большой — длиной в три сажени. Люди, провожавшие каслинских настоятелей в последний путь, вышли из церковной ограды только под вечер.

С тех пор, наверное, около восьмидесяти лет, никто так долго не стоял над этой могилой. Бо­лее того, сейчас место захоронения каслинских священников можно определить только очень условно. В июне 1919 года, когда советская власть окончательно установилась в Каслях, Ус­пенская церковь была закрыта. Пустующее зда­ние начали активно использовать в годы войны. В храме оборудовали пятый тарный цех завода, который выпускал тару для мин и снарядов.

В конце 1990-х на базе пятого цеха Каслинс­кого машиностроительного завода под руковод­ством Н. М. Мурашкина появилось новое для города предприятие ООО «Каменный пояс», за­нимающееся выпуском чугунного литья.

Когда готовился этот материал, мне удалось побывать в здании предприятия. Николай Васи­льевич Тарасов, мастер ООО «Каменный пояс» сказал: — Недавно внутри помещения мы сделали ре­монт, разумеется, старый цех преобразился. Что касается работы в стенах этого здания, то не­малая часть продукции, которую мы выпускаем, а это около 130 наименований, так или иначе напрямую связана с тем помещением, где мы сейчас находимся. Наши изделия с религиозной тематикой — кресты, подсвечники — пользуются особым спросом. Наверное, это не случайно.

Автор статьи: Маргарита Еременко.

Комментарии закрыты.