Все чаще и чаще слышатся голоса, что только чудо может спасти Россию. Но достойны ли мы этой милости Божией, того, чтобы над нами былосотворено чудо?
Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея Руси
Сегодня, спустя более 85 лет, три каслинских священника, убитых в июне 1918 года, признаны святыми.
«Умом Россию не понять…» Да, нашу страну вообще очень сложно понять: настолько все у нас противоречиво. И иногда кажется, что никакие разумные доводы уже не помогут и, наверное, только чудо может спасти Россию.
То, о чем узнали прихожане Каслинского храма Вознесения, действительно, можно назвать чудом. Комиссией Екатеринбургской Епархии по канонизации святых и постановлением Синода три священника города Касли, убитые красногвардейцами в 1918 году, были причислены к числу новомучеников и исповедников российских XX века.
9 февраля 2003 года на торжественной службе в Вознесенском храме впервые за всю историю церкви были названы имена наших святых священномучеников, каслинских священников. Это Александр Миропольский, Петр Беляев и Петр Смородинцев.
ДОКУМЕНТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ…
— Первые сведения о священномучениках Екатеринбургской епархии мы стали собирать еще в 1918 году, — рассказывает Н. В. Зыкова, историк, сотрудник епархиальной комиссии по канонизации святых («Православная газета», №30 (207) 2002 г.)
— В годы советской власти многие священнослужители стали жертвой расправы без суда и следствия, потому в архивах ФСБ следственных дел на них нет. Поэтому только по опубликованным в православной прессе материалам мы можем восстановить имена пострадавших.
Сотрудниками епархиальной комиссии просмотрены все местные периодические издания, как выходившие в период правления адмирала Колчака, так и большевистские издания. Сведения, собранные из этих источников, также учитывались и использовались в работе. К историческим источникам можно отнести и документы, оставшиеся после разрушительной деятельности «Союза воинствующих безбожников», также различных комиссий по борьбе с религией и закрытию церквей.
Самое интересное то, что факт мученической кончины трех каслинских священников за месяц до их официального причисления к Собору новомучеников и исповедников российских, в июле 2002 года установил каслинский краевед, один из постоянных авторов газеты «Красное знамя» Георгий Михайлович Коровин. Его поиски в Государственном архиве Челябинской области велись совершенно изолированно от работы епархиальной комиссии по канонизации святых в Екатеринбурге.
Вот те данные, которые предоставил редакции Г. М. Коровин:
Выписка из «Метрической книги на 1918 год по Каслинскому заводу. Часть 3 — «Умершие». (Фонд И. — 226, оп. 20, д. 292, стр. 266-271).
«Дата смерти — 4 июня, погребения — 7 июля. Сей Успенской церкви священник Петр Васильев Беляев, лет…, расстрелян красноармейцами при штабе в Каслях.
Петр Беляев с супругой, ноябрь 1899 год.
Дата смерти — 23 июня, погребения — 7 июля. Заштатный священник Екатеринбургской епархии Петр Семенович Смородинцев, расстрелян красноармейцами по Маукскому тракту на р. Горькой.
Погребение Беляева, Смородинцева, Миропольского совершали священники К. Черепанов, П. Ларионов, М. Топорков, Н. Григорьев, С. Андреев с дьяконами А. Золотавиным, … Черепановым и псаломщиком …Перебердиным в церковной ограде в общей братской могиле».
Но кто же были эти люди? Что известно о них? Сегодня мы рассказываем вам о них на основе жизнеописаний, составленных Екатеринбургской епархиальной комиссией по канонизации и по материалам «Православной газеты» (г. Екатеринбург).
ОТЕЦ ПЕТР БЕЛЯЕВ: «ПРОСТИТЕ, ЕСЛИ Я ВАС ОГОРЧИЛ»
Петр Васильевич Беляев родился в 1873 году. Служил он священником в Успенской церкви Каслинского завода. Когда начались гонения со стороны красноармейцев, население Каслинского завода в отличие от других горнозаводских жителей сплотилось вокруг церкви. Храмы города тогда едва вмещали всех молящихся.
Отец Петр вместе с другими священнослужителями и прихожанами главного заводского храма Успения Божией Матери принял участие в крестном ходе к часовне святого Великомученика Георгия 6 мая 1918 года.
Большевики всеми возможными способами пытались отлучить каслинцев от церкви. Незадолго перед крестным ходом, 1 мая, на Каслинском заводе состоялся митинг в честь Дня международной солидарности трудящихся, на котором опять звучали антицерковные призывы: «Декреты советской власти встретили яростное сопротивление рясников. Церковники оказались в лагере контрреволюции вместе с капиталистами и политиками».
По рассказам очевидцев, «какими только эпитетами не наградили духовенство, и толпа внимала». Вскоре власти от слов перешли к делу: начались аресты священнослужителей.
4 июня 1918 года арестовали отца Петра. В этот день, вспоминают, он отпевал умершего и после литургии проводил в последний путь усопшего до кладбища, несмотря на опасность.
За Каслинским заводом шла перестрелка между красноармейцами и местным отрядом народного ополчения. По возвращении с кладбища священник был арестован.
При аресте отец Петр вел себя достойно, был спокоен — простился со своей семьей и попросил передать всем, чтобы его простили, кого он волей или неволей огорчил.
В ночь на 4 июня 1918 г. иерей Петр Беляев был расстрелян. В штабе Красной Армии скрыли информацию о расстреле священника, и утром матушке, принесшей отцу Петру хлеб, было объявлено о переводе арестованного в Екатеринбург. Семья продолжала верить, что их батюшка жив. Только через три дня после захвата чехословаками Каслей тело отца Петра было обнаружено.
ОТЕЦ ПЕТР СМОРОДИНЦЕВ: «ЖИВИТЕ С БОГОМ…»
Петр Семенович Смородинцев родился в 1869 году, был заштатным священником села Краснополье Верхотурского уезда и одновременно занимал должность председателя кредитного товарищества в селе Юшково и председателя Каслинского районного союза.
Отец Петр много трудился над благоустройством села Юшково, которое благодаря его усердию обогатилось прекрасной паровой мельницей, в некоторых домах появилось электричество, была оборудована ремонтная мастерская. Поэтому село Юшково в Каслинском районе было наиболее развитым в промышленном отношении. Оно обслуживало своей мельницей и мастерской нужды крестьян.
Незадолго до ареста отец Петр был назначен священником в другое место — село Кочневское. Для сдачи дел он поехал в Юшково, где жил его сын, но не успел выпить и стакан чаю, как за ним пришли.
Прощаясь с семьей, отец Петр благословил всех и сказал: «Живите с Богом, а мне уж не видаться с вами». Ему хотели было возразить, но он еще раз подтвердил свои слова и отправился с красноармейцами в Касли.
В Каслинском заводе отца Петра продержали несколько дней. Члены правления союза пытались навести справки о причинах ареста, но определенного ответа не получили.
В ночь на 23 июня 1918 года его увезли и на 15-й версте от завода, близ речки Горькой, расстреляли. Родным красноармейцы сообщили, что батюшку увезли на общественные работы на станцию Черемшанку. Больно писать эти строки, но когда было обнаружено тело священника, его узнали с большим трудом по подряснику. Голова была разбита топором или кайлом — лицо изуродовано, в теле две огнестрельные раны…
Присутствовавшие при розыске люди были в ужасе от увиденного. Некоторые даже не верили, что человек способен на такие зверства.
Вспоминают, что отец Петр Смородинцев обладал хорошим здоровьем, ему было всего 49 лет. Известно, что на новом месте, куда незадолго до смерти перевели отца Петра, он успел отслужить всего две литургии.
ОТЕЦ АЛЕКСАНДР МИРОПОЛЬСКИЙ: «ЧЕМУ ЖЕ ВЫ ДРУГИХ УЧИТЬ БУДЕТЕ?»
Протоиерей отец Александр Миропольский — самый пожилой из трех каслинских новомучеников. Его расстреляли в 75 лет.
Отец Александр родился в 1847 году и 35 лет провел среди крещеных татар в качестве епархиального миссионера-проповедника.
Это был человек, который даже в преклонном возрасте удивлял окружающих своей бодростью и активным образом жизни. Например, выслужив полную священническую пенсию, в возрасте 60 лет отец Александр поступил в Казанскую духовную академию вольнослушателем. Конечно, появление в академических аудиториях в роли студента почтенного старца вызвало настоящую сенсацию. Энергии и намерениям батюшки поражались и студенты, и преподаватели. Сам отец Александр держал себя со всеми просто, приветливо, а профессора увидели, что он действительно приехал учиться миссионерской работе, а не для провождения своего свободного времени. Как студент, батюшка стал образцом для всех: он не пропустил ни одной лекции, в аудиторию проходил одним из первых и последним уходил из академии. Своим одногруппни-кам он иногда говорил поучительно: «Эх, молодые люди! Вам всё погулять хочется, вот дело-то и встало. А ведь жизнь не ждет. Ведь потом, небось, других учить будете…».
После окончания академии отец Александр стал служить в Успенской церкви Каслинского завода Екатеринбургского уезда. Он учил и крестил татар и в 1917 году был арестован в Надеждинском заводе за распространение религиозно-нравственных книг и брошюр, переведенных им на татарский язык. Только после прошения татар, которые удостоверили власти, что в книгах нет ничего контрреволюционного, Совет рабочих депутатов его освободил.
Но 22 июня 1918 года отца Александра арестовали вновь. В ночь на 23 июня — расстреляли. Видимо, недостаточно было просто расстрелять 75-летнего человека: ему нанесли несколько ударов по лицу, били тесаком по телу, сломали ногу и прокололи ступню… В конце концов батюшку, связанного по рукам, бросили в яму.
…В этот же день было убито еще 30 жителей Каслинского завода, среди которых и были отец Петр Беляев и отец Петр Смородинцев. После изгнания красноармейцев каслинцы разыскали тела всех убитых.
День 7 июля 1918 года стал днем траура для всех жителей Каслинского завода. Хоронили всех погибших каслинцев, а с ними священников. Отпевал земляков чудом спасшийся настоятель Успенского храма отец Константин.
Мучеников-иереев решено было похоронить около правой стороны главного алтаря заводской церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в конце XVIII века. Могильный холм получился большой — длиной в три сажени. Люди, провожавшие каслинских настоятелей в последний путь, вышли из церковной ограды только под вечер.
С тех пор, наверное, около восьмидесяти лет, никто так долго не стоял над этой могилой. Более того, сейчас место захоронения каслинских священников можно определить только очень условно. В июне 1919 года, когда советская власть окончательно установилась в Каслях, Успенская церковь была закрыта. Пустующее здание начали активно использовать в годы войны. В храме оборудовали пятый тарный цех завода, который выпускал тару для мин и снарядов.
В конце 1990-х на базе пятого цеха Каслинского машиностроительного завода под руководством Н. М. Мурашкина появилось новое для города предприятие ООО «Каменный пояс», занимающееся выпуском чугунного литья.
Когда готовился этот материал, мне удалось побывать в здании предприятия. Николай Васильевич Тарасов, мастер ООО «Каменный пояс» сказал: — Недавно внутри помещения мы сделали ремонт, разумеется, старый цех преобразился. Что касается работы в стенах этого здания, то немалая часть продукции, которую мы выпускаем, а это около 130 наименований, так или иначе напрямую связана с тем помещением, где мы сейчас находимся. Наши изделия с религиозной тематикой — кресты, подсвечники — пользуются особым спросом. Наверное, это не случайно.
Автор статьи: Маргарита Еременко.