Заводской храм Успения Божией Матери. История создания и деятельности XVIII — XX века
История церковного строительства на каслинской земле относится к временам создания Екатеринбургской епархии, к которой долгие годы относились приходы и храмы Челябинской области. В исторических документах отмечается, что распространение христианства на территории современной Екатеринбургской епархии по времени совпадает с покорением Ермаком Сибири (1581г.) С Верхотурья началось заселение русскими Урала и направлялось постепенно на юго-восток.
В XVIIг. появились слободы по рекам Тагилу, Туре, Нейве, Режу, Ирбите. В городах и слободах при самом их основании строились церкви. Первоначально вновь построенные церкви и монастыри находились в ведении соседних Вологодских и Великопермских епископов. В 1620 году была открыта самостоятельная Сибирская епархия с кафедрой в Тобольске куда были причислены церкви и монастыри Урала.
16 октября 1799 года в Перми была учреждена самостоятельная епархия, в состав которой вошли все зауральские уезды. И только 29 января 1885 года, по высочайшему приказу была утверждена самостоятельная Екатеринбургская епархия, с кафедрой в городе Екатеринбурге с присвоением правящему епископу титула «Екатеринбургский и Ирбитский».
При открытии епархии в ней числилось 446 церквей и 450 часовен, православного населения обоего пола значилось 1 141 409 человек. В связи с этими сведениями становится понятным отнесение наших приходов сначала к Пермской епархии, а затем к Екатеринбургской епархии. В XVIII веке в Каслинском заводе было выстроено 4 храма и 4 часовни, а так же Казанско-Богородицкий женский монастырь.
Сведения о строительстве Успенской церкви находим в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902 года издания. Заводской Успенский храм изначально был построен деревянным в 1761году, по мнению каслинского историка Свистунова В.М., эту дату требуется уточнять по другим источникам. Пугачёвский бунт 1773-1774гг. стал трагическим событием для жителей Каслинского завода. Разбойному разорению был подвергнут сам завод, жилые постройки каслинцев, сожжена была и заводская церковь Успения Божией Матери. Вот что рассказывается в воспоминаниях священника А.И. Дергачёва: « Видя всего завода гибель, я едва мог бегством спастись и отплыл по озеру в малом боту на остров, находящийся от завода с версту. Отсюда я видел, как всё наше селение в единственный пламень претворилось. Такое плачевное позорище происходило от начала злодейского нападения до истребления всего завода не более 5-ти часов».
После этих трагических событий на месте погибшего деревянного храма в 70-х годах XVIII века была построена каменная церковь. Храм был выстроен двухпрестольный : один предел во имя Успения Божией Матери, другой во имя Апостолов Петра и Павла.
«Строителем сего храма считается заводовладелец Никита Демидов. В течении более чем столетнего своего существования внутренние стены храма и иконостас подвергались неоднократному ремонту, как на добровольные пожертвования всех прихожан, так и на личные средства благотворителей-частных лиц; из благотворителей храма особенно благодарную память оставили по себе в устном предании и в летописях храма:
1) Купец Даниил Николаевич Наседкин и его жена Евдокия Ивановна, пожертвовавшие для главного алтаря сребро-позлащённую напрестольную одежду в 4 733, колокол весом в 350 пудов и напрестольное Евангелие в 600 рублей; сребро-позлащённый крест с бриллиантами в 800 рублей и проч.;
2) церковный староста Даниил Михайлович Дунаев;
3) Михаил Иванович Блиновсков;
4) Александр Феофилактович Фигурин;
5) Пётр Иванович Земцев и другие.
К древним иконам можно отнести 4 иконы, сохранившиеся от пожара первого деревянного храма, именно: икону Знамения Божией Матери, образ Вседержителя, пророка Илии и мучеников Фрола и Лавра.»
Изучая «Клировые ведомости Успенского храма» мы находим любопытные факты. Так например В «Клировых ведомостях за 1806год» читаем , что престол Апостолов Петра и Павла был в холодном помещении храма , которое было снабжено различной церковной утварью : две чаши с дискосами серебряные, три креста серебряных позлащённых, а так же дароносицы, кадила, ризы, лампады, подсвечники, церковные книги. Автор ведомостей пишет, что иконостас был «очень хорошей столярной работы, иконы живописныя и работы очень хорошей… колоколов седмь и в них весу 208 пудов…» Вверено всё это церковное имущество церковному старосте – крепостному крестьянину Семёну Андреевичу Мурашкину. Благочинный находился от храма Успения в 103-х верстах и путь к нему был удобен. Вот такие содержательные записи оставил разночинец Первушин- автор «Клировых ведомостей за 1806 год».
Клировые ведомости дают биографические сведения о священниках, в частности по ним можно проследить жизнь и деятельность, прослужившего 28 лет на оном приходе храма Успения Божией Матери, протоиерея Бирюкова Михаила Григорьевича. Родился Бирюков М.Г. 1 ноября 1794 года. На приход прибыл 34 лет от роду с ним жена и двое детей. Поёт хорошо, в семинарии обучался по риторическому классу, катехизис понимает и толкует. По «Клировым ведомостям 1856 года» можно проследить весь послужной список священника: «… 1834 года июня 14 дня определён духовником;
1840 года февраля 17 за ревностное служение Святой церкви награждён набедренником;
1846 года июля 27 за долговременную и прилежно-усердную службу по званию Пастыря и Духовника, за отлично-кроткое и назидательное поведение Высокопреосвященнейшим Аркадием Архиепископом Пермским и Верхотурским и кавалером произведён в Протоиерея, того же года июля 29 дня по резолюции того же Высокопреосвященнейшего оставлен на прежнем священническом месте в должности Духовника и законоучителя по заводской школе;
1852 года августа 14 дня по указу Екатеринбургского духовного правления временно исправлять должность Благочинного;
В 1856 году марта 31 дня за отлично-усердную и полезную службу по должности законоучителя Каслинского приходского училища от попечителя Казанского учебного округа получил благодарность- Грамоту и переводной указ и место»
В « Справочной книжке Екатеринбургской епархии 1915 года» находим сведения о причте Успенской церкви: « священника 2, дьякон 1, псаломщика 2, прихожан обоего пола 9 823 человека, жалования не положено, братского дохода 2 784 рубля, земли пахотной 115 десятин, церковный дом. Часовня 1 в честь Св. Великомученика Георгия. Священник Константин Васильев Черепановъ, 35 лет, окончил курсы Пермской духовной семинарии, имеет камилавку; священник Пётр Васильев Беляевъ, 40 лет, окончил курсы Владимирской духовной семинарии , имеет камилавку; диакон Виктор Михайловъ Христолюбов, 28 лет, окончил курсы Екатеринбургского духовного училища; псаломщик Леонид Павловъ Золотавинъ, 29 лет, из 4 классов Камышинского духовного училища; псаломщик Аркадий Васильевъ Переберинъ, 28 лет, окончил курс Пермской духовной семинарии. Приписанный к сей церкви Епархиальный инородческий миссионер, протоиерей Александр Миропольский , 66 лет студент Казанской духовной семинарии, имеет наперстный крест и орден Святой Анны 3 степени.»
Вскоре, в 1917 году, двое из священнослужителей Пётр Беляев и Александр Миропольский примут мученическую смерть за веру и в 2000 году будут причислены к собору новомученников российских и станут местнопочитаемыми каслинскими святыми.
Данными приведёнными в книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902г. подтверждается, что первоначально в состав прихода Успенской церкви входило всё население Каслинского завода, а так же села Куяш и деревни Метлино. В 1855 году была выстроена Вознесенская церковь, и образовался другой приход, в который постепенно перешёл и приход заводской Успенской церкви.
Судя по старинным чертежам и иллюстрациям, заводская Успенская церковь была уникальна по своей архитектуре. Но её духовная жизнь закончилась, когда в 1930 году по постановлению Свердловского Окружного Исполнительного Комитета ( протокол №62) церковь Успения Божией Матери закрыта. Как это произошло подробно описывается в документе «Дело о закрытии Каслинских церквей», который хранится в ГАСО города Екатеринбурга. Из доноса начальника районного адмотдела: « Доношу, что закрытие церквей в посёлке Касли произведено 4 марта с.г. Ценное культовое имущество передано в Финчасть РИК-а, а прочее культовое имущество передано Районо…» Здание заводской Успенской церкви было передано Союзу ВСРМ Каслинского чугунно-литейного завода под Дворец труда.
В более поздние годы в здании церкви находились производственные
помещения, но это совершенно другая история. То, что возводилось нашими славными предками сберегалось и благоукрашалось, где шла духовная жизнь, ныне пребывает в плачевном состоянии. Дело восстановление памятников истории и архитектуры, восстановления православного служения в церкви Успения — это дело каждого жителя города. Созидать всегда сложно, ещё сложнее идёт восстановление, на то должна быть добрая воля людей.
Богослужения в разорённом храме уже начались, 4 ноября 2014 года в день Казанской Иконы Божией Матери состоялся очередной крестный ход к старому заводскому храму Успения Божией Матери, прихожане с воодушевлением отслужили молебен Пресвятой Богородице. Настоятель протоиерей Георгий Головкин с прихожанами осмотрели здание и приняли решение о поэтапном восстановлении старинного храма силами прихода и возможных благотворителей
Помоги Господи в благом деле, Пресвятая Богородица моли Бога о людех православных!
Автор: Головкина М.М (2014 г.)
Использованные материалы:
1.Церковная летопись по Вознесенской церкви, Каслинского завода, Екатеринбургского уезда, Екатеринбургской епархии.
2. Документы о разорении Каслинской Успенской церкви пугачёвцами в 1774 году.- ГАСО, ф.6, оп.2, д. 407.
3.Клировая ведомость Успенской православной церкви 1806г.-ГАСО, ф.6,оп.», д.423.
4.Клировая ведомость Успенской православной церкви.- ГАСО, ф.6, оп.2,д.431.
5.Клировая ведомость Успенской православной церкви.-ГАСО,ф.6, оп.2,д.548.
6.Приходы и церкви Екатеринбургской епархии.-1902г.-с.158-160.
7.Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 г.-с. 9-15.
8. Дело о закрытии Каслинских церквей 1930.-ГАСО, ф.102-р, оп.1, д.658.
9. В.М.Свистунов История Каслинского завода 1745-1900г.- Челябинск: Из-во «Рифей», 1997.