Заметка

О Булзинском храме

 Покрова Пресвятой Богородицы и Ново-Тихвинском женском монастыре

Село Булзи основано в конце XVIII в. Свое название оно получило от имени первого насельника – татарина Булза, сосланного из Казани за конокрадство. Село Булзи прилегает к р. Синара в 20-ти верстах от её истока из оз. Синарского (Синара). Местность ровная, климат умеренный, почва богата чернозёмом. Благодаря последнему обстоятельству хлебопашество развито здесь в крупных размерах: были крестьяне, засевающие до 100 десятин и более, а 20-30 десятин – это был обыкновенный размер посева для крестьянина со средним достатком.

Существует местное предание, что первыми поселенцами этой местности были беглые, на что указывает одна из старинных и распространённых фамилий «Ежов». Оно происходит от слова «ёж» — т. е. беглый. До устройства собственного храма жители с. Булзи входили в состав Тюбукского прихода.

В 1831 г. в с. Булзи на красивом, возвышенном месте был заложен, а в мае 1841 г. окончательно достроен в русско-византийском стиле, и освящён преосвященным Антонием Екатеринбургским каменный Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Превосходные виды открываются от церкви на окрестные леса, речку, холмы. Церковь и сегодня служит добрым ориентиром для грибников, ягодников. На строительство храма были принесены большие пожертвования состоятельных булзинцев, фамилии некоторых можно и сейчас прочитать на простенке с правой стороны при входе в церковь: Востряковы, Бушуевы, Глазырины, Сысковы, Поповы, Ежовы.

В 1886 г. уже стараниями прихожан заложены были два придела: правый — в честь Сретенья Господня и левый — в честь равноапостольных царей Константина и Елены. Строительство обоих приделов в 1894 г. было окончено, а приделы своевременно освящены. Иконостасы всех трёх приделов были двухярусные. Главный построен в греческом, а придельные — в русском стиле. Именно поэтому, в Булзинской церкви отмечалось 3 престольных праздника: 15 февраля — Сретенье Господне, 3 июня — царей Константина и Елены и 14 октября — Покрова Пресвятой Богородицы.

Вся постройка храма с колокольней проводилась исключительно на средства прихожан, затративших на неё в течение полувека около 36 тыс. рублей. Значительная часть этой суммы была уплачена ими зерновым хлебом. Если пуд зерна стоил в те времена 40 коп., то булзинские крестьяне вложили в храм более тысячи тонн зерна.

В состав Булзинского прихода входили деревни: Мало-Булзинская (Горбуновка), Бушуевка, Б. и М. Ключи, с общим населением в 3017 душ обоего пола. Все прихожане — православные. При церкви с 1889 г. была церковноприходская школа, которая размещалась в наёмной квартире.

Булзинская церковь – памятник архитектуры XIX в. Своим величием, качеством строения, продуманным расположением на местности и в наши дни поражает и удивляет мастерством строителей.

После революции в России начинается гонение на церковь. Не избежала этой участи и Булзинская церковь: иконы разбирали по домам, одни прятали их по чердакам, другие делали из них детские кроватки, бочки. Церковный большой колокол увезли в Касли на переплавку, облачения священнослужителей взяли в сельский клуб для самодеятельных артистов. Церковь превратили сначала в школу, а затем, видимо, в зерносклад.

Жестокому разрушению храм подвергся в 1965-1985 гг.: с крыши сняли железо, растащили по кирпичикам ограду, выломали полы.

Но кованые, узорчатые решётки на окнах выломать не могли, т. к. кирпичная кладка, замешанная на яичных желтках, не поддалась усилиям варваров. Внутри росписи обезобразили, отбили штукатурку на стенах, жгли костры и творили прочие непотребства.

Но и сегодня стоит на горе церковь, удивляя и восхищая добрых людей своей неповторимой архитектурой, кирпичной вязью стен снаружи и умением старых умельцев выкладывать высоченные купола потолков из старательно подогнанных друг к другу кирпичей.

Сегодня на крыше церкви растет берёзка. Недавно над Булзями пронеслась сильная гроза, толстый ствол старого тополя около церкви расщепило молнией пополам, но молодая берёзка осталась нетронутой, как символ продолжающейся жизни, призывая людей обратить внимание на красавицу церковь.

У многих жителей Каслинского района возникают мысли восстановить Булзинскую церковь, но, к сожалению, перспектива её восстановления практически не предвидится, нужны огромные финансовые средства. Да и зачем, рассуждают некоторые, восстанавливать храм, если в таком селе, как Булзи, осталось на сегодняшний день всего несколько десятков верующих?!

Я уверен, что, может быть, жизнь еще и повернётся такой стороной, что люди вспомнят о том, что смыслом ее является совершение добрых дел и самосовершенствование. Тогда снова возникнет, как в прежние времена, потребность всем миром восстановить и облагородить Храм Божий.

…На северо-восток между сосновыми и берёзовыми перелесками тянется полевая дорога. В 8 км. от Булзей на берегу речушки Щербаковка в 80-х гг. XIX столетия игуменьей Магдалиной был основан Ново-Тихвинский женский монастырь. Вскоре построен небольшой каменный храм в честь Симеона Верхотурского. Близлежащие земли были переданы Российским государством во владение монастырю. Здесь постоянно жили и работали 80 монахинь, выращивая рожь, пшеницу, овёс, картофель и овощи.

Недалеко от монастыря, на берегу р. Синара находилось отделение монастырского подворья, где монхини ухаживали за 120 высоко-удойными коровами, разводили породистый молодняк и выращивали элитные семена зерновых культур.

Монастырь был примером для крестьян в плане ведения сельского хозяйства. В Булзях монахинями была организована школа, где деревенских ребятишек учили сельскохозяйственным навыкам. Егор Евдокимович Востряков, отец ныне проживающего в Булзях Ивана Егоровича Вострякова, эту школу закончил и всю жизнь проработал в родном селе бригадиром овощеводческой бригады.

Булзинский Ново-Тихвинский женский монастырь существовал до 1921 г. В этом же году, с приходом Советской власти, монахинь разогнали, шесть из них были зверски замучены и убиты, т. к. не хотели открывать тайны обители.

Остальные монахини были выселены с места жительства. Монастырь пришёл в запустение. До 60-х гг. прошлого столетия в с. Булзи ещё проживали три монахини…

Автор Мухин А.П.

Комментарии закрыты.